vveshka (vveshka) wrote,
vveshka
vveshka

Categories:

Хорошая школа

Прочитала современную детскую книжку про мальчика, который очень хотел в школу, а уже через месяц понял, что там трудно и скучно. И вот он с приятелем ищет способ избавиться от этой повинности. Попадает то в прошлое, то в будущее, но в конце концов возвращается обратно в в свое время и совершенно счастлив. Книжка интересная, но какой же грустный сюжет!

И, главное, эта неизбежность – человек должен смириться с школьной трудовой повинностью, чтобы потом пронести это смирение через всю жизнь. Потом будет тяжелая и скучная работа – но так и должно быть, ведь жизнь не карамелька, да ты и привык к этому.

Я, как и многие, часто думаю о том, какой должна быть нормальная школа (и детский сад тоже). И мне кажется, что дело вовсе не в какой-то суперпрограмме, или суперсвободе, или суперучителях. Я совершенно уверена, что настоящая нормальная школа начнется тогда, когда исчезнут классы. Детей нужно учить штучно, а не оптом. Оптовое образование – дешевое, и это коренная причина его существования.

Когда перед тобой больше двадцати малышей, единственный способ их организовать – армейский порядок, а единственный инструмент – дисциплина. Да, есть учителя, которые умеют это делать ненавязчиво, не грубо и от этого кажется, что все "нормально". Но – это не так. Даже если ты послушный аккуратный ученик, ты все равно всегда лишь маленький фрагмент общей группы. Ты неинтересен учителю, у него просто нет энергии и времени на установление личных отношений. А уж если ты не очень послушный и не очень аккуратный…

Знаете, какая главная рекомендация для обучения первоклассников? Как можно чаще переключать внимание – раз в десять минут. Хороший учитель младших классов должен быть аниматором, потому что только так без угроз и давления можно поддерживать дисциплину для обучения толпы малышей.

А возьмите одного ребенка семи лет – чаще всего он совершенно не нуждается в плясках с бубном. Он вполне может поддерживать нормальную беседу дольше десяти минут, слушать дольше, смотреть дольше, играть дольше. Сам по себе – он человек и собеседник. Он, так же как и взрослый, хочет, чтобы его выслушали. И есть два миллиона способов объяснить ему всю школьную программу так, чтоб именно ему было интересно. Но это только, если у тебя есть время.

Поэтому я уверена, что дети должны учиться в группах человек по шесть. Тогда можно будет говорить, а не "отвечать на вопросы", спорить, а не "перебивать учителя и всем мешать" – то есть вести человеческие беседы, устанавливать человеческие связи. Можно будет переспрашивать и признаваться, что ничего не понял. Исчезнет такое понятное желание безобразничать, чтобы выделиться из толпы, и наоборот, эта идиотская необходимость выступать перед толпой, которая с удовольствием гогочет от любой ошибки. И так далее.

И учителю, огромная часть душевных сил которого всегда уходит на поддержание порядка и работу с "коллективом", станет гораздо легче. Можно будет вовремя заметить медицинские проблемы (например, дислексию, дисграфию) и скорректировать их. Ребенок сможет сформировать нормальную привязанность к наставнику, которая поможет ему справиться с учебой и жизнью (это бывает важно, когда родители такую привязанность и поддержку не обеспечивают). А учитель сможет на эту привязанность отвечать, не боясь завести "любимчиков".

Только в таких группах будет возможна настоящая инклюзия. Детям с особенностями можно будет и уделить время, и организовать им дружественную среду. Они не будут никому "мешать".

Все это очевидные вещи, банальности. Меня это иногда так огорчает: ведь совершенно точно известно, как сильно улучшить этот мир. Проведите реформу, дайте в сто раз больше денег образованию, подготовьте учителей, обеспечьте психологическое сопровождение – и уже следующее поколение будет в десять раз лучше. А через одно – в сто раз. Человек, воспитанный в дружественной среде с уважением и вниманием, будет спокойнее, устойчивее к стрессу, увереннее в себе и своих силах, толерантнее, умнее, наконец. Правительство сэкономит на тюрьмах, профилактике преступности и социальном обеспечении (потому что куча людей смогут зарабатывать самостоятельно). Но увы… Оптом – дешевле.

(Ну а на физкультуру, конечно, нужно ходить всем вместе, иначе как в футбол играть?)
Tags: заметки, занятия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments